MartinHepperle. Автор серии профилей MH, программы для разработки профилей
JavaFoil.
http://www.mh-aerotools.de/airfoils/index.htm
Большинство современных высокоэффективных ЛК,с близким к эллиптическому распределением
подъемной силы имеют винглеты.
ЛК с колоколообразным распределением Хортена, обычно не
нуждаются в винглетах.
Винглеты иногда используют на ЛА обычной схемы т.к.
позволяют уменьшить индуктивное сопротивление, что аналогично увеличению
размаха. В сравнении с увеличением размаха, винглеты создают меньший изгибающий
момент в лонжероне, что делает их полезными для улучшения существующих ЛА («увеличение
размаха» без необходимости увеличения прочности крыла).
Цель этой статьи не в поиске оптимальной формы винглетов и
ее влиянии на индуктивное сопротивление, а в том, чтобы понять, что происходит
в области где винглет соединяется с крылом и почему уменьшение индуктивного
сопротивления, при неудачном варианте соединения, может быть ухудшено
дополнительным сопротивлением в этой области. Поэтому мы сконцентрируемся на
эффектах пограничного слоя.
В журнале «CompetitorAchmerNews»
1992года, я нашел детальный эскиз трех ЛК с винглетами. На этом эскизе были
показаны углы образованные соединением крыла и винглета. Этот эскиз подтолкнул
меня к исследованию этой области аэродинамики ЛК.
Объект исследования
Для исследования было выбрано, простое ЛК, в конфигурациях
с:
- закругленной законцовкой без винглета;
- винглетом с закругленным плавным соединением;
- винглет с соединением углом;
- винглет сдвинутый назад на половину хорды крыла.
Слишком большой
стресс.
Пограничный слой очень чувствителен к подъему давления,
которое происходит позади точки максимальной толщины профиля. Если давление
нарастает слишком быстро (что соответствует быстрому спаду скорости потока),
возможен ранний отрыв пограничного слоя с образованием «пузыря». Ранний отрыв
потока создает большое дополнительное сопротивление.
При сравнении потока обтекания при отсутствии и при наличии
винглета, можно увидетьбольшое различие
в изменении распределения давления.
Там где свободное крыло «чувствует» подъем давления в одном
направлении, при наличии винглета подъем давления происходит в двух
направлениях одновременно и суммируясь производит увеличенный стресс на
пограничный слой в месте соединения крыла и винглета.
Это подтверждается графиком распределения скорости потока в
интересующей нас области. Так же можно заметить, что влияние формы законцовок
распространяется на небольшую часть размаха (около 10% размаха).
Неровная дорога.
График показывает распределение локальной скорости в месте
соединения крыла и винглета. Линии в верхней части - относятся к верхней
поверхности, линии в нижней части - относятся к нижней поверхности и нас пока не интересуют.
Начнем с черной линии, она относится к крылу без винглетов.
Мы видим, что остальные графики проходят выше – винглеты увеличивают скорость
потока в месте соединения, но по разному.
- Винглет с загругленным соединением (красный цвет) сдвигает
скорость потока вверх, равномерно без искажений формы графика, и не создает
большого стресса для пограничного слоя Единственный недостаток в этом случае –
сложность при строительстве модели.
- Винглет с угловым соединением (зеленый цвет) создает
искаженную форму распределения с пиком на носке профиля. Далее почти до 60%
хорды идет плоское рапределение, которое предпочтительно для пограничного слоя,
но затем следует быстрое уменьшение скорости, что приводит к отделению
пограничного слоя.
- Винглет со сдвигом назад (синий цвет) имеет распределение
почтине вносящее изменений в сравнении
с крылом без винглетов, до 50% хорды. Далее идет область до 80% с более плоским
и менее подверженным отрыву распределением. Общий результат будет аналогичен
соединению с закругленным плавным переходом крыла к винглету.
Индуктивное
сопротивление
Основная идея использования винглетов на ЛА обычной схемы, состоит
в уменьшении индуктивного сопротивления, поэтому вопрос был бы не полно раскрыт
без изучения индуктивного сопротивления винглетов.
С другой стороны использование винглетов на стреловидном ЛК
заключается в получении устойчивости по курсу и уменьшение индуктивного
сопротивления - это небольшой дополнительный бонус.
Поляры показывают, что все три варианта с винглетами дают
очень близкий результат в уменьшении индуктивного сопротивления. Есть небольшое
преимущество последнего варианта (со сдвигом), но оно почти в пределах
погрешности расчетов (очень небольшое).
Все конфигурации с винглетами превосходят крыло без
винглетов, и уменьшение индуктивного сопротивления становится больше на больших
Cl (с ростом угла
атаки).
Этот график, не включает профильного сопротивления, которое
уменьшает выигрыш от винглетов, из за увеличенной площади поверхности.
С учетом профильного сопротивления, на малых углах атаки
преимущество будет у крыла без винглетов, и наоборот на больших углах атаки
преимущество у крыла с винглетами.
Кроме того наличие винглетов делает центральный киль
(который так же создает дополнительное сопротивление) ненужным.
Большой брат
Если мы посмотрим на решения используемые в большой авиации,
то увидим, что большинство используемых винглетов устанавливается со сдвигом
назад и при возможности с плавным переходом в месте соединения с крылом.